Химия и опыты

Мощная огнезащита своими руками

Приветствую, Самоделкины!
Наверняка многие из вас слышали про огнезащитную краску, а кто-то возможно даже использовал подобный состав у себя в мастерской, гараже или на даче.

Но штука эта достаточно редкая и к тому же не самая дешевая и, если вы объедете все строительные магазины своего города, не факт что вам удастся ее найти. Перерыв кучу патентов на подобные краски, автор YouTube канала «Огненное ТВ» выяснил, что по составу все эти краски практически не отличаются.

Было принято решение попробовать изготовить подобную краску своими руками. Для приготовления краски потребуются удобрения: карбамид, он же мочевина и аммофос, но не нужно путать с аммофоской, аммофоска это совсем другое, нужен именно аммофос.

Также потребуется пентаэритрит, его можно купить в специализированных магазинах и заказать почтой, он ооочень дешевый и одного килограмма хватит на 10-15 кг готовой краски. Но если не получится его найти, то не беда, дочитав статью до конца, вы узнаете, как его заменить.
Карбамид выглядит, собственно, как и большинство удобрений, в виде белых шариков, которые очень легко плавятся при нагревании.

Плавясь, карбамид очень быстро начинает разлагаться с выделением газа аммиака, который не поддерживает горение.
Аммофос выглядит примерно так же как карбамид, в виде сферических гранул белого цвета. Данное вещество также довольно легко плавится и закипает, при этом выделяется не только газообразный аммиак, но еще и огромное количество пены. И как вы уже догадались, аммофос в данном составе будет действовать как пенообразователь.

Касаемо пентаэритрита, то это спирт, и как положено спирту — он горит. Кстати, из пентаэритрита часто производят алкидные смолы, лаки и эмали. При нагревании он выделяет горючие газы. Согласитесь, странно видеть спирт в составе огнезащитной краски. Но поверьте, его добавляют почти во все огнезащитные краски.

Давайте смешаем эти вещества вместе и посмотрим что получится.
Рекомендуемые пропорции: на 30г аммофоса добавить 10г пентаэритрита и 10г карбамида. Все это необходимо тщательно измельчить и перемешать.

При нагревании до температуры выше 180 градусов эта смесь начинает плавиться и создавать угольную пену, которая многократно увеличивается в объеме и через такой слой пены будет очень сложно нагреть древесину до возгорания и к тому же пена препятствует доступу кислорода и дерево не может без него гореть.

Теперь давайте попробуем сделать огнезащитную краску из этого состава. За основу возьмем обыкновенную акриловую краску. Такую краску можно встретить чаще всего.

На 200 грамм краски добавим 50 грамм нашей супер смеси и добавим еще колер для водоэмульсионных красок, который поможет отличить нашу самодельную краску от покупной.

Но в результате эксперимента оказалось, что подобная смесь сначала начинает пениться, а потом вообще превращается в какой-то комок не пойми чего. Из этого можно сделать вывод, что не дружит огнезащита с акриловой краской.

Покупная огнезащитная краска в своем составе имеет не акрил, а поливинилацетат. Если кто забыл, то напомню, это обычный клей ПВА. Также в этой краске присутствует белый пигмент и еще пара не особо важных примесей.

В общем следующий замес будет на клее ПВА, на самом дешевом и жидком. Пропорции оставим те же — 4 к 1, то есть на 100 грамм клея, 25 грамм смеси.

Как видим, все отлично растворилось до однородного состояния.
Также попутно проверим можно ли сделать огнезащитную краску без пентаэритрита, только с аммофосом и карбамидом. Измельчаем оба этих удобрения и измельченную смесь добавляем в клей ПВА. Также добавим немного колера, чтобы не запутаться.

Далее нанесем получившийся состав на фанеру. Наносить будем в два слоя, так же как это обычно делается с любой краской.

Чтобы было с чем сравнить, покрасим еще и покупной краской. Кстати, стоит отметить, что магазинная огнезащитная краска более густая и ложится более толстым слоем, так что на первый взгляд у нее есть явное преимущество.
Ну и раз из пентаэритрита делают алкидные смолы, то будет неплохо замешать огнезащиту из алкидной эмали, это самая дешевая краска.

Эмаль пф-115, в советское время этой краской красили все, кухни, коридоры, подъезды, заборы, лавочки, оградки на кладбище, в общем вы поняли, что это за краска.

Замешиваем в той же пропорции. Один состав сделаем с пентаэритритом, а второй без него, но с колеровочной пастой, чтобы отличать их по цвету.

Теперь необходимо дать образцам полностью высохнуть и спустя некоторое время можно приступать к проверке на огнестойкость. Правда алкидная эмаль не та краска, которая быстро сохнет, она еще слегка мягкая, но и так сойдет. Конечно же в ней порошки не растворились, поверхность выглядит не очень хорошо, но проверить все равно нужно.

Начнем с заводского средства. После нагревания оно достаточно быстро начинает пениться и выделять черную пену.

Затем средство на основе ПВА. Оно тоже пенится, но результат совсем не такой впечатляющий как у покупного средства.

Теперь проверим остальные образцы. Краска без пентаэритрита вообще никак не защищает. Никакой пены не образуется.

А вот с алкидной эмалью получилось все куда интересней.

Кажется, что это средство пенится даже активнее чем заводское, и тем самым гораздо лучше защищает древесину от огня.

А теперь самое интересное, алкидная эмаль с карбамидом и аммофоса без всяких чудесных и трудно добываемых ингредиентов.

На удивление, алкидная эмаль вполне неплохо заменяет пентаэритрит и данный состав тоже неплохо пенится. Он чуть хуже защищает от возгорания, чем предыдущие составы, но всё равно достаточно неплохо справляется.

Давайте все-таки попробуем сделать огнезащиту круче покупной, в общем пора выяснить, насколько насыщенной можно сделать краску на основе ПВА.

В 100г клея добавляем 50, 75 и 100 грамм смеси. При растворении эти составы сильно охлаждаются поэтому помещаем их на водяную баню.

После остывания наносим краски на деревянные бруски. Делаем все в точности также в два слоя, и конечно же не забываем про заводскую краску.

Краски «50» и «75» выглядят одинаково, а вот «сотка» уже перебор, видно много крупинок, да и вообще она очень густая получилась.
Краски высохли, давайте проверим насколько хорошо они способны защитить древесину от возгорания. Первой снова пойдет покупная краска.

Она очень быстро пенится, покрывая всю деревяшку защитным слоем, поджечь ее становится крайне проблематично.
Краска «50» тоже неплохо пенится, но при длительном нагревании языки пламени можно наблюдать, правда горение не поддерживается и пламя быстро затухает.

Краска «75» пенится лучше, чем предыдущая и тут уже добиться возгорания стало еще сложнее.

А теперь краска «100». Выглядит коряво, но какова она в деле.

Как видим, она пузырится покруче чем покупная краска. «Сотка» выдает просто огромный слой пены и тут уже даже нет ни малейшего намека на возгорание.

Возможно из-за более густой консистенции эта краска нанеслась более толстым слоем, но слой получился точно не такой толстый как у покупной краски.

Если зачистить пену, то можно увидеть на сколько пострадала древесина. Под магазинной краской немножко подгорело ребро деревяшки. У состава №50 тоже немного подгорело дерево, но не слишком сильно. У краски №75 то же самое, есть небольшое обугливание края.

А вот «сотка» защитила древесину лучше всего, тут край древесины совершенно не разрушился.

В общем рецепт рабочий. Остальные тесты можно посмотреть в видеоролике автора:

Благодарю за внимание. До новых встреч!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кнопка «Наверх»


Яндекс.Метрика
Закрыть
Закрыть