Усилители

Стерео темброблок на TDA1524

Приветствую, меломаны-самоделкины!

В конце прошлого века, в начале нынешнего были весьма популярны усилители и разные аудио-комбайны, будь то магнитофоны, кассетные проигрыватели, автомагнитолы со встроенными эквалайзерами сразу на несколько полос, со множеством крутилок-ползунков регулировок на передней панели. Конечно, в обычном бытовом магнитофоне 5-ти полосный эквалайзер ни к чему, но вот обычная регулировка высоких и низких частот могла бы быть очень кстати. Довольно большую популярность имеют темброблоки на операционных усилителях, но помимо них также существуют и микросхемы, специально созданные для регулировки частот, например, TDA1524, о которой и пойдёт речь в этой статье. Эта микросхема может регулировать громкость стерео-аудиосигнала, баланс громкости каналов, и также уровень высоких и низких частот, то есть будет всего 4 потенциометра регулировок — лаконично, функционально, ничего лишнего. Схема её включения представлена ниже.

Микросхема работает со стерео-сигналом, соответственно содержит два входа (правый и левый каналы) и два выхода. Подавать на неё сигнал можно в любого источника, будь то телефон, плеер, компьютер. Микросхема также имеет высокое входное сопротивление (160 кОм) и низкое выходное (300 Ом), что позволяет использовать её для согласования источника сигнала с высокоомным выходом с любым усилителем. Входы усилителя подключаются к выходам схемы, представленной выше. Потенциометры регулировок — это резисторы с R3 по R6 на схеме, используются обычные одинарные на 47-50 кОм, характеристику можно взять линейную, кроме громкости — туда предпочтительнее поставить логарифмический.

Список номиналов элементов схемы:

  • C1, C12 – 68 нФ;
  • C2, C11 – 15 нФ;
  • C3, C10 – 4,7 мкФ 25 В;
  • C4 – 220 нФ;
  • C5 – 100 мкФ 25 В;
  • C6, C7, C8, C9 – 100 нФ;
  • C13, C14 – 2,2 мкФ 25 В;
  • R1, R7 – 200 Ом;
  • R2 – 2,2 кОм;
  • R3, R4, R5, R6 – 50 кОм.

Также на схеме можно увидеть перемычку J1, которая служит для включения или выключения частотной компенсации регулятора громкости, что может пригодится, особенно при прослушивании музыки на небольшой громкости. Конденсаторы, согласно канонам, следует взять плёночные, но также прекрасно будут работать и керамические. Обратите внимание, что микросхема очень требовательна к качеству питания — не должно быть никаких пульсаций, иначе в выходном аудио-сигнале неизбежно появится лишний фон. Для того, чтобы этого избежать схему следует питать от отдельного трансформаторного источника питания, с обилием конденсаторов по питанию, не лишним будет и CLC фильтр по питанию. Также стоит отметить, что при длительной работе корпус микросхемы может весьма значительно нагреваться, хоть это и предусмотрено производителем, но такой нагрев не лучшим образом сказывается на долговечности микросхемы. Поэтому не лишним будет закрепить на её спинке небольшой радиатор, приклеив его с помощью теплопроводного клея. По этой же причине не помешает установить микросхему на плату через панельку.

Некоторые параметры микросхемы представлены ниже.

  • Напряжение питания лежит в пределах от 8 до 15В, оптимально 9-12В, при более высоком повышается и нагрев микросхемы.
  • Небольшой ток потребления, не превышает 40-50 мА.
  • Полоса частот захватывает весь слышимый диапазон, от 20 Гц до 20 кГц, а потому микросхема не «гадит» звук.
  • Одновременная работа с двумя каналами, не требуется двух микросхем для обработки стерео-сигнала.
  • Высокое входное сопротивление, 160 кОм, а потому подключать можно даже источники с большим выходным сопротивлением без потери качества звука.
  • Низкое выходное сопротивление, 300 Ом, его будет достаточно для любого усилителя.

Переходим к изготовлению темброблока. Схема выполняется не печатной плате размерами 80 х 45 мм, при этом все четыре потенциометра устанавливаются непосредственно на плату в один ряд у края, это позволит в дальнейшем без труда закрепить плату в корпусе на гайки этих же потенциометров. Плата изготавливается методом лазерно-утюжной технологии, который знаком любому радиолюбителю. Можно использовать любой текстолит, в крайнем случае даже гетинакс. Печатная плата прилагается к конце статьи, открыть её можно в программе Sprint Layout, отзеркаливать перед печатью не нужно. Печатать нужно обязательно на лазерном принтере, предварительно выставив в настройках максимальную подачу тонера. Внешний вид вытравленной платы показан на фото выше.

При установке на плату деталей рекомендуется установить для подключения питания сдвоенный винтовой клеммник, а для подключения проводов входа и выхода использовать стандартные разъёмы jack 3,5, тогда подключать плату к источнику сигнала и усилителю можно будет с помощью обычных стерео-AUX кабелей. Но также сигнальные провода можно и впаять на плату — они будут содержать три контакта, левый канал, правый канал, и оплётка — земля.

Темброблок можно использовать как в качестве отдельного устройства, установив его в свой корпус, так и в составе самодельного усилителя. Если использовать плату без корпуса, то возможно появление в сигнале лишнего фона, ведь голая плата никак не защищена от внешних помех. Поэтому рекомендуется поместить темброблок в свой металлический корпус, соединив его с минусом схемы в одной точке (если точек соединения будет больше, то возможно появление земляных петель, которые также поспособствуют повышению лишнего фона). Таким образом, данное устройство можно назвать отличным дополнением, например, к самодельному усилителю, радиоприёмнику, автомагнитоле, ведь он не занимает много места, но зато значительно расширяет возможности регулировки звука. Удачной сборки!

plata.rar [12.06 Kb] (скачиваний: 238)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кнопка «Наверх»

Яндекс.Метрика
Закрыть
Закрыть